Конспект по теме: "Милосердие и сострадание"
Для учителей курса "Основы мировых религиозных культур" конспект по теме: "Милосердие и сострадание"
Конспект урока
Класс заранее разделен на 4 группы в соответствии с названием мировых религиозных культур. На столах лежат полоски бумаги по количеству человек в группе, маркер, лист бумаги, макеты «Дерево милосердия» с определенными ситуациями, в которых нужно проявлять милосердие, листы внутригрупповой взаимооценки
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: На прошлой нашей встрече мы говорили о нравственных заповедях в религиях мира. Сегодня мы продолжим говорить о добродетельных качествах человека. Предлагаю вам прочитать хором стихотворение со слайда и определить, о каком качестве в нем говорится.
( Дети хором читают текст стихотворения и определяют, что речь идет о сострадании, жалости, милосердии… Таким образом, дети «открывают» для себя тему урока)
II. Актуализация знаний
Учитель: Тема нашего разговора «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». (На слайде появляется тема урока «Милосердие») Слово милосердие не часто звучит в нашей речи, но, я думаю, что у вас есть представление о значении этого слова и мы знаем, где можно посмотреть определение данного понятия. От каждой группы направьте представителя, который будет искать в словаре определение понятия милосердие, а с остальными поиграем в игру «И я, и я, и я того же мнения»
(Дети направляют человека от группы, который будет искать информацию в словаре, и участвуют в дидактической игре, предложенной учителем)
Учитель: На полоске напишите продолжение фразы «Милосердие в моем понимании…». По очереди начнем читать выражение. Если кто-то из вас записал такую же мысль, произнесите вслух слова «И я, и я, и я того же мнения». ( Игра позволяет актуализировать знания, снять напряжение, почувствовать детям, что у него есть единомышленники, учит слушать и слышать других, учит улавливать общий смысл по- разному сформулированных фраз)
Учитель: Предлагаю вам прочитать стихотворение, которое начинается с этой же фразы, написанное когда- то ученицей 4 класса. Возможно, и вы захотите после урока написать стихотворение на эту тему
( Кто-то из учеников читает со слайда стихотворение)
Учитель : Послушаем, какие определения нашли представители групп
( Четыре ученика читают по 1 определению)
Учитель: Предлагаю прочитать вместе определение со слайда. Есть ли в нем непонятные для вас слова? ( Определение на слайде дано в адаптированной для детей форме, поэтому вопросов быть не должно. Заучивать какое-либо определение не требуется) ) Все определения подчеркивают правильность ваших собственных мыслей, дополняют их ( Эти слова учителя вселяют уверенность в детей и подводят итог данному этапу урока)
III. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Как вы считаете, много ли милосердных людей в обществе? А среди верующих людей ?
( Дети высказываются)
Учитель: Значит, мировые религии способствуют тому, чтобы люди в обществе стали более милосердны? Ведь существует мнение, что «люди расходятся в вопросах веры и надежды, но едины в вопросах милосердия». Так ли это? Попробуйте сформулировать цель урока?
(Дети пытаются сформулировать цель урока )
Учитель: Мы действительно постараемся узнать, как в религиях мира освещается вопрос милосердия, поработаем с учебником и составим модели. Каким образом в жизни проявляется милосердие, поработаем с притчами. Попробуем представить, как можно развивать в себе это качество, поработаем с «деревом милосердия», чтобы привлечь внимание других людей к данной теме. Вот таков план урока
( В это время на слайде появляются пункты плана и условные значки с видом работы)
IV. Реализация построенного проекта
Учитель: В группах на страницах 72-73 учебника найдите информацию, что говорится в религиозной культуре, с которой вы сейчас работаете, о милосердии. Выделите опорные слова в тексте.
( Дети выполняют работу в группах)
Учитель: Проверим, какие ключевые слова вы подчеркнули. Озвучьте ключевые слова, сверьте информацию с текстом слайда
(Каждая группа по очереди зачитывает опорные слова, дети сверяют их с информацией на слайде, находят несоответствие. Учитель по каждой религиозной культуре дает краткую дополнительную информацию)
Учитель: Выделите общее в вопросах милосердия в разных религиозных культурах
( Дети выделяют: милостыня и благотворительность)
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель: Предлагаю вам составить в группах модель, которая бы подчеркивала особенность освещения темы милосердия в религиозной культуре, с которой вы сегодня работаете.
(Дети на листке выполняют модель )
Учитель: Представьте свою модель. Осуществите на «волшебных линеечках» на доске групповую взаимооценку по критерию «Соответствие модели определенной религиозной культуре»
( Дети представляют модели и осуществляют взаимооценку)
VI. Самостоятельная работа в группе
Учитель: Каким образом проявляется милосердие в жизни? Накануне вы составляли в группах из частей текст притчи . (тексты притч в приложении к конспекту) Проверим, как вы справились с этой самостоятельной работой. ( Работа по восстановлению текста притчи давалась накануне в целях экономии времени на уроке) Представьте «радиопостановку» притчи. Во время представления подумайте над вопросами: В чем смысл притчи? Как проявляется в сюжете притчи милосердие?
( Дети озвучивают по ролям притчу, находят скрытый смысл притчи и приходят к выводу, что милосердие проявляется через поступки людей)
VII. Включение в систему знаний и повторений
Учитель: Как вы думаете, зависит ли от каждого из нас «количество милосердия» в мире? Можно ли научиться быть милосердным?
(Дети отвечают)
Учитель: Рассмотрите на слайде макет «Дерево милосердия» . Подумайте, каким образом нужно будет поработать с макетом?
( Дети прогнозируют возможную работу с макетом)
Учитель: Действительно, вам в паре нужно осознать предложенную ситуацию и на ветках дерева записать 5 способов помощи человеку. ( Предложенные ситуации даны в приложении к конспекту) Помните, что милосердие бывает духовное и телесное
(Дети записывают в парах возможные милосердные поступки)
Учитель: Послушаем ваши варианты милосердных поступков. В каждой группе есть пара, которая работала с конкретной ситуацией. Выходите к доске и зачитайте свои предложения. Сравните , допишите на своем макете способ помощи, который вам понравился у других пар.
(Дети попарно от каждой группы освещают 4 ситуации, дописывают вариант помощи, который понравился у представителей других пар)
Учитель: Подумайте, где истоки милосердных поступков?
( Дети высказываются. Вместе с учителем дополняют макет на корнях дерева)
Учитель: Милосердный поступок полезен не только человеку, которому оказали милость, но тому, кто его совершает. Святой Дорофей говорил, что 9/10 милосердного поступка остается с тем, кто его совершил. Какие плоды милосердия вы можете назвать?
( Дети высказываются, совместно с учителем дополняют макет на кроне дерева плодами милосердного поступка)
VII. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Вспомните проблемный вопрос начала урока. Можно сейчас сказать утвердительно, что « человечество едино в вопросах милосердия»? Действительно, милосердие – высшая добродетель во всех мировых религиях. Вы проделали сегодня большую работу для того, чтобы приблизиться к пониманию этого. Оцените работу ваших товарищей по группе сегодня на уроке( Лист внутригрупповой взаимооценки в приложении)
( Дети выполняют внутригрупповую взаимооценку)
Учитель: Оцените свое настроение на уроке. Раскрасьте заголовок макета « Дерево милосердия» соответствующим вашему настроению на уроке цветом.
( Дети в паре раскрашивают заголовок, он может получиться и двух цветным)
Учитель: Предлагаю вам дома совместно с родителями составить проект деятельности благотворительной религиозной организации. В проекте должно быть указано: как будет называться организация, кому она будет помогать и каким образом будет эта помощь осуществляться, работу оформить на отдельном листе. По желанию можно сочинить стихотворение на тему «Милосердие». Спасибо за урок
( Дети записывают задание)