Учитель Степишкина Наталия Валентиновна
Бизнес цитата: Не надо участвовать в забеге с конкурентами. Надо ставить свой забег и бежать в одиночку.
10 Июля

Конспект по теме: "Милосердие и сострадание"

Для учителей курса "Основы мировых религиозных культур" конспект по теме: "Милосердие и сострадание"

Конспект урока

Класс заранее разделен на 4 группы в соответствии  с названием  мировых религиозных культур. На столах лежат полоски бумаги по количеству человек в группе, маркер, лист бумаги, макеты «Дерево милосердия» с определенными ситуациями, в которых нужно проявлять милосердие, листы внутригрупповой взаимооценки

 I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:      На прошлой нашей встрече мы говорили о нравственных заповедях в религиях мира. Сегодня мы продолжим говорить о  добродетельных качествах  человека. Предлагаю вам прочитать хором стихотворение со слайда и определить, о каком качестве в нем говорится.

( Дети  хором  читают текст стихотворения  и определяют, что речь идет о сострадании,  жалости, милосердии… Таким образом, дети  «открывают» для себя тему урока)

II. Актуализация знаний

Учитель:   Тема нашего разговора «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». (На слайде появляется тема урока «Милосердие»)  Слово милосердие не часто звучит в нашей речи, но, я думаю, что у вас есть представление о значении этого слова и мы знаем, где можно посмотреть определение данного понятия. От каждой группы направьте представителя, который будет искать в словаре определение понятия милосердие, а с остальными поиграем в игру «И я, и я, и я того же мнения»

  (Дети  направляют человека от группы, который будет искать информацию в словаре, и  участвуют в дидактической игре, предложенной учителем)

 

 Учитель:       На полоске напишите продолжение фразы «Милосердие в моем понимании…». По очереди начнем читать выражение.  Если кто-то из вас записал такую же мысль, произнесите вслух слова «И я, и я, и я того же мнения». ( Игра позволяет  актуализировать знания, снять напряжение, почувствовать детям, что у него есть единомышленники, учит слушать и слышать других, учит улавливать общий смысл по- разному сформулированных фраз)

Учитель:       Предлагаю вам прочитать стихотворение, которое начинается с этой же фразы, написанное когда- то ученицей 4 класса. Возможно, и вы захотите после урока написать стихотворение на эту тему

              ( Кто-то из учеников читает со слайда стихотворение)

Учитель :       Послушаем, какие определения нашли представители групп

             ( Четыре ученика читают по 1  определению)

Учитель:      Предлагаю прочитать вместе определение со слайда. Есть ли в нем непонятные для вас слова? ( Определение на слайде дано в адаптированной для детей форме, поэтому вопросов быть не должно. Заучивать какое-либо определение не требуется) )  Все определения подчеркивают правильность ваших собственных мыслей, дополняют их ( Эти слова учителя вселяют уверенность в детей и подводят итог данному этапу урока)

III. Выявление места и причины затруднения

Учитель:                Как вы считаете, много ли милосердных людей в обществе? А среди верующих людей ?

                  ( Дети высказываются)

 Учитель:        Значит,  мировые религии способствуют тому, чтобы люди в обществе стали более милосердны? Ведь существует мнение, что «люди расходятся в вопросах веры и надежды, но едины в вопросах милосердия». Так ли это? Попробуйте сформулировать цель урока?

                       (Дети пытаются сформулировать цель урока )

Учитель:      Мы действительно постараемся узнать, как в религиях мира освещается вопрос милосердия, поработаем с учебником и составим модели. Каким образом в жизни проявляется милосердие, поработаем с притчами. Попробуем представить, как можно развивать в себе это качество, поработаем с «деревом милосердия», чтобы привлечь внимание других людей к данной теме. Вот таков план урока

                     ( В это время на слайде появляются пункты плана и условные значки с видом работы)

IV. Реализация построенного проекта

   Учитель:             В группах на страницах 72-73 учебника найдите информацию, что говорится в религиозной культуре, с которой вы сейчас работаете, о милосердии. Выделите опорные слова в тексте.

                       ( Дети выполняют работу в группах)

Учитель:                      Проверим, какие ключевые слова вы подчеркнули. Озвучьте ключевые слова, сверьте информацию с текстом слайда

                   (Каждая группа по очереди зачитывает опорные слова, дети сверяют их с информацией на слайде, находят несоответствие. Учитель по каждой религиозной культуре дает краткую дополнительную информацию)

 

Учитель:                   Выделите общее в вопросах милосердия в разных религиозных культурах

                          ( Дети выделяют: милостыня и благотворительность)

 

V.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель:                Предлагаю вам составить в группах модель, которая бы подчеркивала особенность освещения темы милосердия  в религиозной культуре, с которой вы сегодня работаете.

                         (Дети на листке выполняют модель )

Учитель:                  Представьте свою модель. Осуществите на «волшебных линеечках» на доске групповую взаимооценку по критерию «Соответствие модели определенной религиозной культуре»

                               ( Дети представляют модели и осуществляют взаимооценку)

 

VI. Самостоятельная работа в группе

 Учитель:          Каким образом проявляется милосердие в жизни? Накануне вы составляли в группах  из частей текст притчи . (тексты притч  в приложении к конспекту) Проверим, как вы справились с этой самостоятельной работой. ( Работа по восстановлению текста притчи давалась накануне в целях экономии времени на уроке)  Представьте «радиопостановку» притчи.   Во время представления подумайте над вопросами:  В чем смысл притчи? Как проявляется в сюжете притчи милосердие?

               ( Дети озвучивают по ролям притчу,  находят скрытый смысл притчи и приходят к выводу, что милосердие проявляется через поступки людей)

VII. Включение в систему знаний и повторений

Учитель:                Как вы думаете, зависит ли от каждого из нас «количество милосердия» в мире? Можно ли научиться быть милосердным?

                                    (Дети отвечают)

Учитель:          Рассмотрите на слайде макет «Дерево милосердия» . Подумайте, каким образом нужно будет поработать с макетом?

                             ( Дети прогнозируют возможную работу  с макетом)

Учитель:      Действительно, вам в паре нужно осознать предложенную ситуацию и на ветках дерева записать 5 способов помощи человеку. ( Предложенные ситуации даны в приложении к конспекту) Помните, что милосердие бывает духовное и телесное

                              (Дети записывают в парах возможные милосердные поступки)

Учитель:         Послушаем ваши варианты милосердных поступков. В каждой группе есть пара, которая работала с конкретной ситуацией. Выходите к доске и зачитайте свои предложения. Сравните , допишите на своем макете способ помощи, который вам понравился у других пар.

               (Дети попарно от каждой группы освещают 4 ситуации, дописывают вариант помощи, который понравился у представителей других пар)

Учитель:             Подумайте, где истоки милосердных поступков?

                ( Дети высказываются. Вместе с учителем дополняют макет на корнях дерева)

Учитель:            Милосердный поступок полезен не только человеку, которому оказали милость, но тому, кто его совершает. Святой Дорофей говорил, что 9/10 милосердного поступка остается с тем, кто его совершил. Какие плоды милосердия вы можете назвать?

                  ( Дети высказываются, совместно с учителем дополняют макет на кроне дерева плодами милосердного поступка)

VII. Рефлексия учебной деятельности

Учитель:                         Вспомните проблемный вопрос начала урока. Можно сейчас сказать утвердительно, что « человечество едино в вопросах милосердия»?  Действительно, милосердие – высшая добродетель во всех мировых религиях.  Вы проделали сегодня большую работу для того, чтобы приблизиться к пониманию  этого. Оцените работу ваших товарищей по группе сегодня на уроке( Лист внутригрупповой взаимооценки в приложении)

                   ( Дети выполняют внутригрупповую взаимооценку)

Учитель:     Оцените свое настроение на уроке. Раскрасьте заголовок макета « Дерево милосердия»  соответствующим вашему настроению на уроке цветом.

                 ( Дети  в паре раскрашивают заголовок, он может получиться и двух цветным)

Учитель:             Предлагаю вам дома совместно с родителями составить проект деятельности благотворительной религиозной организации. В проекте должно быть указано: как будет называться организация, кому она будет помогать и каким образом будет эта помощь осуществляться, работу оформить на отдельном листе.  По желанию можно сочинить стихотворение на тему «Милосердие». Спасибо за урок

                                        ( Дети записывают задание)

                   

1244
Ваш комментарий станет первым
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться или зарегистрироваться