Учитель Степишкина Наталия Валентиновна
Бизнес цитата: Не бойтесь идти на просчитанный риск. Иногда лучше такой журавль в небе, чем синица в руках.
10 Июля

Материалы к модулю « Основы светской этики»

Материалы для учителя по курсу "Основы светской этики

Материалы  к модулю « Основы светской этики»

К уроку 1

 1) Игра « Что отдашь земле родной»

       Дети встают парами( как в игре «Ручеек») Первая пара обращается к водящем: « Если хочешь быть со мной, что отдашь земле родной?» Водящий отвечает, что он сделает для Родины, когда вырастет, проходит под поднятыми руками детей,  выбирает себе пару.

  2)Притча

Когда боги создавали людей они задумались над тем, где скрыть дар жизни, чтобы вселенная не испортила его и не употребила его во зло. «Не спрятать ли его на вершине высочайшей горы? Не погрузить ли его в океанские глубины? Или, может, стоит оставить его в чаще самого густого леса?» После долгих размышлений они, в конце концов, нашли ответ…    

Они поместили дар в самих людей, потому что тем, конечно же, не придет в голову заглянуть в себя! И чтобы обезопасить себя, боги устроили человеческие глаза так, чтобы они могли смотреть только наружу, а не внутрь.

 К уроку 2

1)Как  вы понимаете высказывание  Цицерона «Хочешь изменить мир – начни с себя»?

2)Ответь на вопросы:

1. Согласен ли ты с автором в характеристике последнего 5 века, если считать, что это наш век, в котором мы живем? Объясни свою точку зрения:

Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

3)Рефлексивное задание

 Что я хочу в себе изменить, чтобы стать лучше?

К уроку 5-6

1) Задание « Добрый поступок»

   Каждая группа выбирает ситуацию и предлагает два способа ее решения. Один способ, когда помощь для человека будет по -настоящему добрым поступком, а другой – когда помощь может принести вред

Ø  Ученик все время опаздывает на уроки

Ø  Ученик не хочет учиться

Ø  Ребенок обманывает близких

Ø  Ребенок мечтает иметь домашнее животное, но дома держать его невозможно.

2) Задание « Школа доброты»

      Представьте, что в городе открыли школу доброты. Составьте расписание уроков на неделю в этой школе.

3) Рисунок « Солнце доброты»

       Нарисуйте солнце, у которого столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. Расскажите о них

4) Б.Л. Васильев Не стреляйте в белых лебедей

-Почему это люди такие злые, Нона Юрьевна?

-Неправда, Коля, люди добрые. Очень добрые.

-А почему же тогда обижают?

Вздохнула Нона Юрьевна: легко вам вопросы задавать. Можно было не ответить, конечно. Но Нона Юрьевна в глаза Кольке заглянула и лукавить уже не могла.

-О том, что такое зло, Коля, и почему совершается оно, люди давно думают. Сколько существуют на свете, столько над этим бьются. И однажды, чтобы объяснить все разом, дьявола выдумали, с хвостом, с рогами. Выдумали дьявола и свалили на него всю ответственность за зло, которое в мире творится. Мол, не люди уже во зле виноваты, а дьявол. Дьявол их попутал. Да не помог людям дьявол, Коля. И причин не объяснил, и от зла не уберег и не избавил. А почему, как, по-твоему?

-Да потому, что снаружи все искали! А зло – оно в человеке, внутри сидит.

-А еще что в человеке сидит?

-Живот! Из-за живота-то и зло. Всяк за живот свой опасается и всех кругом обижает.

К уроку 7- 8

1) Рисунок « Храм богатства»

        Представь, что ты строитель. Тебе поручили построить храм богатства из добродетелей.  Расскажи, из «каких материалов» будет сделан твой храм и нарисуй его.

2) Игра « Щедрая посылка»

                 Педагог готовит несколько посылок с шоколадками. Каждая шоколадка завернута в несколько листов бумаги. Дети встают в круг. Один получает посылку. Он должен развернуть только один лист, а затем передать посылку следующему: « Вот посылка для друзей, передай ее скорей». Шоколадка достается тому. Кто развернет последний лист. Как этот ребенок поступит с шоколадкой?

3) Вопросы к сказке Г. Х. Андерсена « Снежная королева» , Ш. Перо « Золушка», С. Маршак « 12 месяцев», « Морозко»

3) Единственный любимый сын
(Девятилетний карапуз),
В недоумение родным
Принёс в дом краденый арбуз… 
Не стала любящая мать
Сынка родимого ругать.
Мол, мал ещё, лишь подрастёт —
Со временем всё сам поймёт! 
Когда ж вели его на казнь,
Спустя ещё десяток лет,
Рыдала мать: «Кто даст ответ,
Зачем на свет я родилась?» 
Коль не пресечь порок вначале,
Не избежать потом печали!

К уроку 9

1) Ситуация

 Ты спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках ребенка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки  лестницы и только соображаешь, что соседке будет сейчас непросто самой открыть дверь.

             Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком

2) Рассказ В. Солоухина « Мститель»

3) Вопросы к сказке-повести В. Губарева « Королевство кривых зеркал», А. С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне»

 К уроку 10

Просмотр 1 части фильма «Весна, лето, осень, зима и снова весна» режиссера Кима Кидука.)

Краткое содержание фрагмента:

В безмятежном горном краю, где жизнь подчиняется ритму природы, живут старый монах-целитель и его шестилетний воспитанник. Однажды, играя, мальчик привязывает к камню рыбку, лягушку и змею. Учитель предлагает мальчику такое же испытание, привязывая тяжелый камень ему на спину. «Если кто-нибудь из животных умер по твоей вине, тебе придется носить всю жизнь тяжелый камень на сердце», – говорит он своему воспитаннику.

Ответь на вопросы:

1. Должен ли человек нести ответственность за свои поступки?

2. Согласен ли ты с выбором наказания для этого мальчика?

К уроку 11

  1) Собери пословицы о долге

2) Вопросы к книге А. Гайдара « Тимур и его команда»

К уроку 12

1) Рисунок « Дом справедливости»

     Представьте, что в каждой стране есть « Дом справедливости», куда люди могут обращаться, если с ними несправедливо поступили. Нарисуй этот Дом и расскажи, из

каких людей он состоит

  2) Объясни своими словами смысл изречений. Обсуди с товарищем. Попытайтесь договориться

Ø  «Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего» (римский мудрец Цицерон)

Ø  « Справедливость- истина в действии» (Английский первый министр(глава правительства) Б. Дизраэли)

Ø  « Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью» (китайский мудрец Конфуций)

Ø  « Когда справедливость исчезнет, то не останется ничего, что могло бы придать ценность жизни людей» (немецкий ученый Кант)

Ø  3) Сочинение « Случай из моей жизни, когда кто-то проявил справедливость»

К уроку 13

1) Рисунок « Памятник герою»

    Нарисуй памятник какому-либо человеку из жизни или литературному герою, который жертвовал собой ради другого. Расскажите об этом

 2) Притча

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире. К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

3) Вопросы к книге Л. Лагина « Старик Хоттабыч»

К уроку 14

      1) Сценка « Помоги другу»

  Дети делятся на пары. Рассказать друг другу, как они поступят в разных ситуациях:

Ø  Твоего друга дразнит самый сильный мальчик в классе

Ø  Тебе подарили интересную игру, а друг просит тебя одолжить ее ненадолго

Ø  У тебя хорошее настроение, а друга плохое из-за двоек по математике

 2) Игра « Помощь другу»

      Попросите каждого написать на листочках свою мечту и свернуть листочек. Педагог собирает листочки, складывает в общую коробку и предлагает детям по очереди вытащить один из листочков. Дети должны подумать , как настоящий друг может помочь осуществиться чьей-то мечте. Затем листочки собираются и зачитываются

3) Игра « Верные друзья»

 Разделить свободное пространство класса мелом на 2 части: суша и море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше» спасают тех, кто оказался в «море. Для этого они выполняют разные задания

·         Отжаться 10 раз

·         Прыгая на корточках обойти класс

·         Поднять стул  за одну ножку

·         Сказать 10 комплиментов

·         Спеть куплет песни о дружбе……

К уроку 15

   1) Игра « Цепочка ценностей»

Дети делятся на группы по 5 человек. Каждой группе дается список из 10-15 ценностей, которые могут составить смысл жизни человека( счастливая семья, любимая работа, друзья. Вера, много денег, машина, свобода, знания……)  Дети выбирают 5 самых важных и записывают их по приоритету. Свободно двигаются по классу . По сигналу учителя выстраиваются в цепочки по приоритету ценностей и доказывают, что их ценности делают человека счастливей

        2) Притча

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

-Эй, старик, - обратился падишах к садовнику, - твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

-Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

3) Задание к сказкам А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и работнике его Балде»

К уроку 18

1.В каких ситуациях родители должны уступать детям, а в каких не должны? Найдите аргументы в пользу родителей и в пользу детей

1) На улице лужи, а ребенок не хочет надевать резиновые сапоги

2) Девочка просит у родителей, чтобы ей купили щенка, но семья живет в маленькой квартире

3) Родители попросили сына навестить больную бабушку, а у него тренировка4) Родители хотят, чтобы сын учился играть на фортепьяно, а он хочет играть на барабане

4) Родители хотят отметить день рождения сына за городом в кругу семьи, а  сын- дома с друзьями

5) Родители хотят,  чтобы сын был коротко подстрижен, а ему не нравится короткая стрижка

6) Мальчик попросил новый велосипед, потому что его другу купили новый велосипед

7) Мальчик попоросил новый велосипед, так как старый полностью вышел из строя

2. Сценка « Семейные обязанности»

              Дети делятся на группы. Один человек из группы играет роль мудреца. В сценке дети обращаются к мудрецу за советом, какие обязанности должен выполнять дома каждый член семьи, чтобы семья была  счастливой, дружной и крепкой.

3. Рисунок « Город счастья»

        Нарисуй город счастья, в котором живут крепкие и счастливые семьи

4.Притча

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств». В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

5. Составь схему» Что дает человеку семья»

6. Фотоальбом» Добрые традиции моей семьи»

 

К уроку 19

1) Вопросы по книге А. Линдгрен « Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

К уроку 20

1) Составь для людей разных профессий правила поведения по типу «золотого правила нравственности»

2) Эссе « Страшная сказка: один день без «золотого правила нравственности»

3) Вопросы к книге А. Толстого « Золотой ключик…»

К уроку 22

1) Задание

Сделай книжку-раскладушку» Способы защиты чести и достоинства»

2) «Слово о А. Д. Сахарове: «Он спасал нашу честь»

Один праведник может оправдать существование целого народа – вот так, слегка перефразируя библейское изречение, я хотел бы сказать об Андрее Дмитриевиче Сахарове. Не будь его, мы, русские, навеки покрыли бы себя позором. Он один говорил от лица всех нас. Он спас и сохранил наши честь и достоинство, подав голос в защиту людей, преследуемых властями, для которых инакомыслие было тягчайшим государственным преступлением…

                Да, тихий голос Сахарова был слышен во всем мире. И чем яростнее старались заглушить его, тем громче он звучал. Ведь сила этого голоса заключалась именно в том, что его пытались заглушить. В сущности, Сахаров никогда не стремился поразить оригинальностью взглядов, высказать что-то такое, чего не смог бы сказать никто другой. Он всегда говорил и писал о простых человеческих истинах, которые в свободной, демократической стране воспринимаются как нечто совершенно естественное, обыденное. Но в государстве, где обыкновенному человеку запрещено говорить обыкновенные вещи, они, высказанные вслух, становились откровением. Не исключительность, а обыденность тех истин, которые отстаивал Андрей Дмитриевич Сахаров как политик, потрясала людей. Потому что, когда в изолгавшемся обществе один человек говорит правду, каждое сказанное им слово, обретает особый смысл

На всех, кто бщался с Андреем Дмитриевичем, он производил неизгладимое впечатление. В мою память врезались два эпизода, связанные с ним.

Возвращение Сахарова из горьковской ссылки было приурочено к открытию в Москве грандиозного международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». Перед приемом в Нескучном дворце, где размещался президиум Академии наук, я впервые встретился с Андреем Дмитриевичем после его долгого отсутствия. Мы оба приехали рано, и было время поговорить. Я спросил его, как он встретится с академиками, подписавшими в свое время гнуснейшее письмо против него. «Ужасно волнуюсь, – неожиданно для меня ответил Андрей Дмитриевич. – Наверное, они будут чувствовать себя очень неловко».

Когда работа форума подошла к концу, в Большом Кремлевском дворце состоялась встреча его участников с М. С. Горбачёвым. Андрей Дмитриевич стоял позади всех. Иностранные учёные засыпали Горбачёва вопросами, стали выяснять его отношение к Сахарову. И тут все обернулись к Андрею Дмитриевичу и чуть ли не вытолкнули его вперёд. Горбачёв и Сахаров, до того прежде не встречавшиеся, пожали друг другу руки, обменялись несколькими репликами, а затем Андрей Дмитриевич протянул своему собеседнику папку со списком фамилий политзаключённых и начал говорить о необходимости их скорейшего освобождения.

В обоих этих случаях Андрей Дмитриевич беспокоился не о себе. Он никогда не старался «произвести впечатление»…

Он был предельно искренен и естественен во всех своих поступках, в любой ситуации оставаясь собой. Отсюда необычайная сила его воздействия на людей. Отсюда – громадность его личности, оказавшейся сильнее всех «обстоятельств времени»…

Всё в его жизни было удивительно закономерно, а сам он явился выразителем оставшейся честной части России.

 

 

К уроку 23

  Сценка « Правда»

     1)  Дети должны рассказать родителям о своем неблаговидном поступке так, чтобы родители не рассердились слишком сильно на своих детей.

Ø  Взяли без разрешения деньги на мороженое

Ø  Разбили дорогую вазу

Ø  Взяли без разрешения мамины или папины вещи

Ø  Получили плохие оценки

2) Задание « Разговор с совестью»

       Придумать интервью с совестью по вопросам:

·         Когда ты впервые появилась в человеке?      

·         Что в человеке тебе больше всего не нравится?

·         Расскажи о людях, которыми ты гордишься.

·         Можешь ли ты повлиять на человека, который о тебе забывает?

·         Как научиться не забывать  про тебя?

·         Что с тобою происходит, когда твой хозяин спит?

·         Как ты можешь помочь своему хозяину?

3)  Задание « Зеркальце совести»

Посмотрите на себя со стороны, как в зеркало. Вспомните поступки, которые вы совершили « без совести» ( т.е. бессовестные поступки), запишите их на листок, попросите мысленно прощение, изорвите на мелкие кусочки, ссыпьте в один мешок, крепко-крепко завяжите его, постарайтесь никогда больше не совершать таких поступков

4) Отрывок. Б.Л. Васильев Не стреляйте в белых лебедей

- … есть еще и совесть, Коля. А это такое чувство, которое созреть должно. Созреть и окрепнуть. И вот иногда случается, что не вызревает в человеке совесть. Крохотной остается, зеленой, несъедобной. И тогда человек оказывается словно бы без советчика, без контролера в себе самом. И уже не замечает, где зло, а где добро: все у него смещается, все перепутывается…

3)Отрывок из рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Пропала совесть.По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болезнь вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее – все, казалось, так и отдавалось им в руки, – им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному

 

1273
Ваш комментарий станет первым
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться или зарегистрироваться